В этой системе управления включение рабочего органа осуществляется давлением жидкости, подаваемой насосом. Машинист только управляет аппаратом, распределяющим эту жидкость по соответствующим каналам. Насос создает в системе давление жидкости, от 30 до 60 кг/см2. Схема гидравлической насосной системы управления.
Из бака, снабженного фильтром, жидкость поступает в насос, который подает ее через перепускной клапан и трубопровод в аккумулятор.
Аккумулятор поддерживает постоянное давление жидкости в системе, независимо от ее расхода. Из аккумулятора жидкость по трубопроводу направляется к крану-распределителю с цилиндрическими золотниками, через которые она поступает в командные цилиндры.
В кране-распределителе имеются пружины, удерживающие золотники в выключенном положении. При нажатии рукоятки золотник включается, и жидкость под большим давлением поступает в исполнительные цилиндры.
В систему включен также манометр.
Отработанная жидкость поступает обратно в бак через фильтр.
Усилие на рукоятке крана не превышает 2-3 кг, так что эта система управления для машиниста не утомительна. Гидравлическая насосная система управления благодаря несжимаемости жидкости отличается жесткостью и резкостью включения.
При пневматической системе управления вместо жидкости применяется сжатый воздух, подаваемый компрессором. Давление воздуха в пневматической системе управления практически ограничивается 4-6 кг/см2, поэтому диаметры цилиндров толкателей значительно больше, чем в насосной гидравлической системе.
Преимуществом пневматической системы управления перед гидравлической является мягкость и плавность включения благодаря применению упругой рабочей среды — воздуха.
Пневматическая система требует тщательного ухода зимой, так как в это время возможна конденсация в трубах и замерзание водяных паров, находящихся в воздухе.