Моторные катки

Моторные каткиРама катка, на которой смонтированы все его части, сварена из листовой и профильной стали. Передняя часть рамы закончена шкворневой коробкой, используемой в качестве резервуара жидкости для смачивания вальцов, как, например, у катков Д-260 и Д-211. У большинства катков передние вальцы ведомые, а задние ведущие, однако в последнее время выпускают катки со всеми ведущими вальцами. Вальцы изготовляются разборными (например, у катков Д-260 и Д-211) и неразборными — сварными (катки Д-399 и Д-400). Съемный обод заднего вальца отлит из чугуна и прикреплен к стальному диску ступицы болтами.

С внутренней стороны к ступицам прикреплено ведомое зубчатое колесо бортовой передачи.

Оба задних вальца вращаются на конических роликоподшипниках установленных на оси, закрепленной на раме катка. Для облегчения поворота и избежания сдвигов на асфальтобетоне передний валец катка разделен на две половины, вращающиеся вокруг неподвижной оси на роликоподшипниках.

Неразборные — сварные вальцы изготовляются в виде глухих сварных цилиндров с люками для заливания вальца водой с целью повышения веса катка. У большинства моторных катков удельное линейное давление под задними вальцами в 1,5-2 раза больше, чем под передними.

Размеры вальцов существенно влияют на качество уплотнения.

При малых диаметрах вальцов они при первых проходах создают перед вальцами движущийся валик смеси и тем самым увеличивают волнистость поверхности. У современных тяжелых трехвальцовых двухосных катков диаметр задних вальцов достигает 1800 мм: диаметр передних вальцов составляет 2/3 Диаметра задних.

Ширина вальцов не должна превышать 500-600 мм, так как при повороте широкий валец сдвигает материал, ухудшая этим качество уплотнения. Обод вальцов обрабатывается, и на кромках снимаются фаски для предотвращения образования следа борозд на укатываемой поверхности.

Наиболее экономичными для моторных катков являются автотракторные дизели, допускающие перегрузку.