Для обслуживания производственного участка применяют передвижные тали. Для этого таль монтируют на специальной тележке, которая может перемещаться по рельсу.
Рельс большей частью представляет собой двутавровую балку; перекатывание колес тележки происходит по нижним полкам балки. При частых подъемах грузов вместо ручных талей применяют тали с электрическим приводом (электротали), которые делятся на переносные и передвижные.
В последнем случае электроталь устанавливается на тележку, оборудованную механизмом передвижения. Такая таль называется электротельфером (или просто тельфером).
Тельфер состоит из корпуса, соединенного с тележкой, редуктора, тормоза, барабана, крюка и электродвигателя.
Управление электроталями и электротельферами производится с пола при помощи кабеля, снабженного на конце кнопочным пусковым аппаратом.
Тельферы изготовляются грузоподъемностью от 0,25 до 5 т. Однорельсовые пути, по которым передвигаются тали на тележках, большей частью представляют собой двутавровые балки, подвешенные в любом направлении.
Перевод тельфера с одного пути на другой производится при помощи стрелок и поворотных кругов.
Строительные лебедки широко применяются на строительствах. Лебедки делятся по типу привода — на лебедки с ручным и с машинным приводом (чаще всего электрическим); по типу передач — на лебедки с передачей цилиндрическими колесами, с передачей червячной и фрикционные; по типу установки — на стационарные и передвижные.
Лебедка состоит из станины, барабана, передаточного устройства и тормоза; в лебедках с ручным приводом устанавливается рукоятка; в лебедках с машинным приводом — двигатель, который соединяется с редуктором при помощи упругой муфты.
Лебедки с ручным приводом. Наиболее часто на строительствах встречаются монтажные лебедки закрепляемые на полу.